Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков

Вслед за анонсированной президентом глобальной перезагрузкой судебной системы депутаты должны принять ряд не менее знаковых законопроектов для правоохранительных органов, которые «зависли» после резонансных решений Конституционного Суда.

 Кроме того, в числе обещанных властью новаций этого года – налоговая амнистия, запуск которой может совпасть с созданием нового правоохранительного органа по борьбе с экономическими преступлениями либо получением дополнительных полномочий налоговой милицией. В том, кто и почему саботировал реформы в прошлом году и чего ждать в этом, разбиралась журналист

Конституционный Суд «рассекретят»

Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков 01

Судебная система, реформа которой должна была стать приоритетом для власти, в прошлом году так и не стартовала. Во-первых, не удалось создать Высшую квалификационную комиссию судей, из-за отсутствия которой остановился кадровый добор и создание Высшего специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности. Учитывая, что в прошлом году немало судей ушли в отставку, в том числе вследствие урезания зарплат, кадровый голод только обострился. Зато в системе появились судьи, которые выполняют свои обязанности, находясь под следствием. Среди них – часть судей Окружного административного суда города Киева, который так и не был расформирован, хотя электронная петиция по этому поводу набрала необходимое количество голосов.

Правда, формально Офис президента начал консультации с Высшим советом правосудия относительно того, как запустить процесс, но там посоветовали организовать широкую дискуссию на различных площадках. Так что судьи, которые подозреваются НАБУ в том, что они, действуя в составе преступной организации, намеревались захватить государственную власть путем установления контроля над Высшей квалификационной комиссией судей Украины (ВККС), Высшим советом правосудия и созданием искусственных препятствий в их работе, могут спокойно работать дальше. Во всяком случае, пока в этом деле не будет приговоров.

Главе Конституционного Суда, который также оказался под следствием по другому делу, повезло меньше. Хотя он не пришел в Офис генпрокурора, где ему планировали вручить сообщение о подозрении, из заявления этого ведомства стало известно, что речь идет о ч. 2 ст. 384 и ст. 386 УК (подкуп свидетелей и введение суда в заблуждение как свидетель). А дело касается незаконного завладения активами Зуевского энергомеханического завода.

Вскоре после этого последовал указ главы государства об отстранении Тупицкого от должности на два месяца. Кроме того, в интервью изданию «Фокус» Владимир Зеленский заявил, что, по его мнению, Александр Тупицкий не может далее занимать свою должность и должен уйти в отставку. «Я считаю, Тупицкий не может быть председателем КС. Перезагрузка суда должна начаться именно с этого. Я даже не угрожаю. Конфликт с государством, конфликт с обществом, конфликт с ВР, конфликт с президентом. Мне кажется, этого достаточно, чтобы человек ушел. Это нормальный мужской шаг», – отметил Зеленский.

По мнению президента, судьи КС превысили свои конституционные полномочия. «Начали они с НАБУ. Начали мягко: своим решением не сняли руководителя, не закрыли НАБУ, только поставили под сомнение, может ли президент назначать директора бюро. Затем они перешли к НАПК, после чего я понял, что их срочно надо остановить», – подчеркнул Зеленский.

Зеленский также заявил, что его обращение к Верховной Раде в виде законопроекта с предложением уволить весь состав КС остановило возможные намерения судей отменить те или иные законы. Но за те несколько месяцев, которые длится конституционный кризис, депутаты не сделали ничего, чтобы перезагрузить Конституционный Суд.

«Президент рассказывает о каких-то мужских поступках. Но мужской поступок надо было сделать один – провести нормальную судебную реформу, о которой говорили уже неоднократно и которую президент обещал не только народу Украины, но и международным партнерам нашей страны», – считает председатель правления Фонда DEJURE Михаил Жернаков. – Говорили и о Высшем совете правосудия, что есть в Меморандуме с МВФ, и об Окружном административном суде Киева, и о реформе Конституционного Суда. Зеленский сам обратился в Венецианскую комиссию, там объяснили, что для того, чтобы лишить КС этих политических влияний, надо внедрить полноценную конкурсную процедуру добора судей. Чтобы можно было проверить, действительно ли они являются судьями с высокими моральными качествами и специалистами с высоким уровнем компетенции. Несмотря на то, что было сказано Венецианской комиссией, «Слуга народа» снова пихает своих ставленников на должности судей КС».

Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков 02

Что касается ОАСК, то, по мнению Михаила Жернакова, Офису президента невыгодно с ним что-либо делать, пока «он им служит». Так что очистить систему от судей, которые продолжают принимать решения, находясь под следствием, пока по большому счету некому.

«Сейчас очень сложная ситуация с судами. Чтобы их чистить, нужны нормальные органы судейского самоуправления. Это Высшая квалификационная комиссия судей и Высший совет правосудия. Один с 2019 года не действует, второй действует, но в другую сторону», – подчеркнул Жернаков.

По мнению первого заместителя главы Комитета ВР по вопросам антикоррупционной политики Ярослава Юрчишина, урегулировать ситуацию с Конституционным Судом и возникшим кризисом должен был парламент. В том числе, прислушавшись к рекомендациям Венецианской комиссии. «Что же делает большинство? Во-первых, не рассматривает уже зарегистрированные законопроекты, а регистрирует законопроект о конституционной процедуре, который не будет иметь никакого влияния на господина Тупицкого, потому что не регулирует процедуру увольнения и назначения», – отметил он.

Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков 03

Он также добавил, что реформа органов, отвечающих за добор судей, должна была начаться минимум летом прошлого года, и тогда в начале этого была бы сформирована ВККС, а в идеале обновлен и Высший совет правосудия. По его словам, ключевой элемент судебной реформы – это люди, новые по принципу принятия решений. Добропорядочные и профессиональные, к которым у общества высокий уровень доверия.

«Если даже в начале года будет принята урезанная судебная реформа, а на самом деле только изменится процедура формирования ВККС, ибо только это сейчас обсуждается, то при благоприятной ситуации ВККС удастся создать в третьем квартале, а работать она начнет к концу года, – говорит Юрчишин. – Таким образом, судебная реформа откладывается минимум на год. Весь прошлый год – это имитация судебной реформы, этот год – либо также имитация, либо попытка что-то сделать точечно».

Представители же провластного большинства полагают, что закон о конституционной процедуре сделает работу КС как минимум более открытой. «У парламента есть настрой повлиять на те проблемы, которые сейчас происходят в КС. Мы попытались это урегулировать достаточно объемным законопроектом о конституционной процедуре, он насчитывает около 60 страниц. Это своеобразный кодекс конституционного судопроизводства, – поясняет народный депутат от «Слуги народа», представитель ВР в Конституционном Суде Ольга Совгиря. – Как раз там мы по максимуму обеспечили, чтобы КС действовал в определенных пределах и в определенных рамках в части процедур. Чтобы этими процедурами нельзя было управлять в ручном режиме. Чтобы были механизмы, которые обеспечивают коллегиальность в принятии соответствующих решений. Например, в части формирования повестки дня. Не так, как сейчас, когда председатель единолично определяет повестку дня. Мы предлагаем это изменить. Так же предлагаем, чтобы форма производства была устная. Потому что в последнее время КС, ссылаясь на карантин, не постановил ни одного решения об устном производстве. Мы все это откорректировали и надеемся, что в январе этот законопроект будет рассматриваться».

Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков 04

Что касается законопроекта, поданного президентом и запускающего ту самую обещанную глобальную реформу системы правосудия, то вокруг него по-прежнему ведется немало споров. При том, что требования Международного валютного фонда для предоставления Украине транша «подвязаны» под участие в формировании кадрового состава ВККС и проверке добропорядочности Высшего совета правосудия международных экспертов. И хотя есть немало тех, кто хотел бы исключить их участие в таких процессах, отказываться от такой законодательной нормы категорически нельзя, считает Михаил Жернаков. «Единственные нормальные процедуры добора судей, которые были, – это в Высший антикоррупционный суд в 2018-м и в 2017 году – добор судей КС от тогдашнего президента Порошенко. Головатый и Лемак тогда стали судьями. И там, и там решающую роль сыграли международные партнеры», – подчеркнул он.

Президент, подавая в июне прошлого года законопроект №3711 о судебной реформе, определил его как неотложный. Но принимать его быстро депутаты не торопятся. Однако у них еще есть возможность оправдать те обещания, которые заявлены президентом в конце минувшего года в интервью The New York Times. Глава государства отметил, что 2021 год должен стать годом реформирования судебной системы. «Следующий большой этап – это глобальная судебная реформа в Украине, которую мы начнем воплощать со следующего года, потому что уже подготовлены многие законы, подготовлены этапы внедрения этих реформ», – рассказал он.

Сбережения граждан посчитают

От перезагрузки судебной системы зависит еще одна реформа, задекларированная властью, – налоговая амнистия. Потому что в случае любых споров гражданам и бизнесу придется решать их именно в судах. «Если гражданин заявил определенный уровень неуплаты налогов, а государство предполагает, что он не оплатил больше, куда они пойдут спорить, в украинский суд?» – комментирует Ярослав Юрчишин. И добавляет, что амнистия может состояться только при условии, что бизнес и граждане будут доверять власти.

«Весь прошлый год она демонстрировала бизнесу, что ей верить нельзя. Обещала судебную реформу, на что был запрос со стороны бизнеса, ничего не сделала. Обещала заменить налоговую милицию, которая по факту ликвидирована, но до сих пор проводит проверки, на Бюро экономической безопасности, но этого тоже не сделала. Обещала усовершенствовать систему налогообложения, но и здесь полный сыр-бор. Поэтому рассказы о налоговой амнистии – это либо прикрытия легализации капиталов теми олигархами, которые еще не успели легализоваться, – таких не много. Тогда это легализация коррупционных состояний и огромная проблема. Или это просто разговоры ни о чем».

О налоговой амнистии, как и о перезагрузке судов, нынешние политики заявляли еще на этапе президентских и досрочных парламентских выборов. И как рассказал «Цензор.НЕТ» глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, рабочая группа согласовала текст законопроекта еще в июле. Налоговую амнистию в Украине планируют проводить в течение 9 месяцев. «Мы ждем от президента внесения законопроекта в Верховную Раду», – объяснил Гетманцев и уточнил, что когда именно это будет, он не знает.

Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков 05

Параметры амнистии: 5% – ставка на деньги, размещенные в банках, 9% – ставка на активы и активы, которые находятся за границей, 18% – на наличные.

По мнению Гетманцева, стимулом показать в декларации свое настоящее имущество и реальные активы должно стать введение автоматического обмена налоговой информацией и плана противодействия размыванию базы (BEPS).

«Минимум согласован, это 400 тысяч гривен. Это когда ты можешь не подавать ничего, но уже амнистируешься, – отметил он. – Будет специальная форма декларации, которая должна подаваться в электронном виде». Отвечая на вопрос о том, нужно ли будет доказывать легальность происхождения денег и как это сделать, нардеп пояснил, что если речь идет об ответственности при уклонении от уплаты налогов, то не нужно. Но государство оставляет за собой право «догонять» декларантов по другим статьям, если речь идет о доходах, полученных преступным путем. «Факт того, что вы «вскрылись», не будет как-либо использован правоохранителями в части сокрытия налогов, но он вас не освободит от ответственности за терроризм или за какое-то коррупционное деяние», – сказал Гетманцев.

Появится ли параллельно с проведением амнистии новый правоохранительный орган, который будет бороться с преступлениями в сфере экономики, в профильном комитете Верховной Рады не знают. Законопроект о его создании уже трижды переписывался его автором – народным депутатом Ольгой Василевской-Смаглюк. Первый раз в нем было предусмотрено подчинение этого органа Минфину, во второй раз – президенту, а в версии, которая принята и подготовлена ко второму чтению, его снова решили переподчинить Кабмину. В этом немаловажную роль сыграл снова же Конституционный Суд, ограничивший полномочия президента по назначению главы НАБУ.

Претерпело изменения и название органа. В нынешней редакции его предлагают окрестить Бюро экономической безопасности.

Изначально предполагалось, что такая правоохранительная структура переберет на себя монопольное право на расследование экономических преступлений. Но теперь ситуация изменилась. «Поскольку парламент принял закон, которым обязывает все изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы выписывать отдельным законопроектом, и чтобы его рассматривали в профильном комитете, я подготовила такой документ, – рассказала Ольга Василевская-Смаглюк. – В нем предусмотрено, что по одному и тому же вопросу к бизнесу не может приходить сразу несколько структур, и расследовать такие преступление не будут ни Нацполиция, ни СБУ. Но замглавы Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Ионушас подал альтернативный документ, им он нивелирует полностью независимость этого органа, поскольку все остается, как прежде. Комитет взял его законопроект за основу. После этого прошло уже больше 4 месяцев, но пока ни Монанстырским (глава комитета – ред.), ни Ионушасом не созвана рабочая группа. Это говорит о том, что работа над правоохранительной частью законопроекта и создание бюро просто саботируются».

Реформы, без которых нам не жить: депутаты возьмутся за судей и силовиков 06

По словам Василевской-Смаглюк, вопрос создания бюро обсуждался и на заседании фракции «Слуга народа», и на совещании с участием заместителей главы Офиса президента, отвечающих за правоохранительную и судебную системы. И президент в который раз повторил, что это важно. Но ничего с этого момента не изменилось. Теперь есть два документа: один – о создании бюро, который принят в первом чтении, и второй – об урегулировании уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Принимать их нужно пакетом. И когда это случится, пока не ясно.

«Президент сказал, что этот законопроект очень нужен, что мы обещали нашим европейским партнерам создать такой орган, но голосов за принятие закона нет. На деле в этом никто не заинтересован, особенно правоохранительный комитет. Не заинтересованы люди, имеющее отношение к импорту товаров в Украину по определенным схемам, люди, участвующие в «скрутках» и дальнейшем грабеже украинского бюджета», – продолжает она.

По ее мнению, если не удастся запустить процесс создания бюро, необходимо реформировать налоговую милицию. «Даже если мы его не создадим, все равно нужно ГФС реформировать. Или давать им полномочия, доступ к базам. Сейчас они работают в условиях перманентной турбулентности. И остаются с низкими зарплатами. Это не добавляет им желания работать. Нужно, пусть и постановлением Кабмина, менять штатку, название, давать доступ к базам, потому что налоговая и таможенная службы его им не дают», – настаивает нардеп.

Еще более туманны перспективы законодательного урегулирования вопросов, связанных с назначением и увольнением директора Национального антикоррупционного бюро. Хотя парламент должен был отреагировать на решение КСУ до 16 декабря, дошло только до регистрации нескольких законопроектов на эту тему, включая правительственный. Но рассматривать их снова же не торопятся. «Они готовы поддерживать только такие инициативы, которые создадут политические предпосылки для смены руководства Национального антикоррупционного бюро, – говорит Ярослав Юрчишин о коллегах, представляющих большинство в парламенте. – Но это однозначно повлечет негатив в коммуникации с нашими международными партнерами. Поэтому Офис президента, с одной стороны, инициирует решение этого вопроса, с другой – не спешит давить на парламент, потому что нет гарантии, что ситуация не осложнится еще больше. Сейчас есть решение КС, которое ставит под вопрос роль президента при назначении директора НАБУ. Офис президента анонсировал внесение изменений в Конституцию, чтобы закрепить эти полномочия для главы государства, но у них нет для этого голосов. Поэтому вопрос банально завис».

Завис и вопрос с назначением руководства Госбюро расследований. Еще зимой прошлого года парламент должен был делегировать своих членов в конкурсную комиссию по избранию нового директора. Но сделал это только летом. А вот комиссия до сих пор так и не заработала. И когда это случится, неизвестно. Так что очередной год «решительных» реформ в судебной системе и правоохранительном блоке может остаться таким же многообещающим и малоэффективным, каким был предыдущий.

Author: newsadmin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *